Гуляев Эраст Евгеньевич

1851 — 10 ноября 1918

Учёный, кораблестроитель, конструктор и проектировщик броненосцев береговой обороны для Российского императорского флота, член Морского технического комитета и правления Балтийского судостроительного и механического завода, первым в мире обосновал конструктивную защиту кораблей от подводных взрывов, адъютант Его Императорского Высочества генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича и Алексея Александровича, генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров, переводчик и автор научных работ по кораблестроению, металлургии и механике, член английского общества инженеров-кораблестроителей.

Биография

Эраст Евгеньевич Гуляев родился в 17 октября 1851 года. В 1865 году окончил подготовительный класс Морского артиллерийского и инженерного училища и поступил на кораблестроительное отделение того же училища, переименованного в Инженерное училище Морского ведомства, которое окончил с отличием 1868 году и произведён в кондукторы Корпуса корабельных инженеров. По завершении учёбы служил в Новом Адмиралтействе. Принимал участие в строительстве трёхбашенного броненосного фрегата «Адмирал Грейг» под руководством Н. Г. Коршикова.

Под руководством адмирала А. А. Попова участвовал в проектировании и испытаниях судов круглого типа («поповок»), броненосца «Крейсер» (переименованного позднее в «Пётр Великий»), который строил корабельный инженер А. Е. Леонтьев, а затем М. М. Окунев, броненосного крейсера «Генерал-адмирал».

В 1870 году Э. Гуляев был назначен адъютантом Его Императорского Высочества генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича. В том же году направлен для совершенствования образования в Англию, в Королевскую Кенсингтонскую школу корабельной архитектуры и пароходной механики, которую окончил в 1872 году.

В 1875 году был назначен представителем Морского ведомства для наблюдения за постройкой в Англии плавучего дока для Черноморского флота. В 1876 году по приглашению совета Лондонского института корабельных инженеров прочитал лекцию о «О броненосцах круглой формы», а в 1878 году в том же обществе сделал доклад «О Николаевском плавучем доке».

В 1877—1878 годах, во время русско-турецкой войны, инженер-кораблестроитель Э. Е. Гуляев был направлен на английские заводы «Торникрофт» и «Ярроу» для размещения заказа и наблюдения за строительством первых миноносок для русского флота. В 1879 году впервые поставил перед Морским ведомством вопрос о создании отечественного опытового бассейна (был построен в 1894 году) для определения сопротивления воды на моделях проектируемых судов.

Императорская яхта «Ливадия»

В 1879—1880 годах Э. Гуляев по заданию исполняющего обязанности председателя Морского технического комитета вице-адмирала А. А. Попова разработал чертежи и спецификацию паровой императорской яхты с эллиптическим корпусом «Ливадия» (переименована в пароход «Опыт»). Данный вид корпуса должен был обеспечить яхте высокую остойчивость и покойную качку с незначительными размахами, а также достижение скорости 14 узлов. Гуляев был представителем заказчика во время постройки яхты на судостроительной фирме «Джон Эльдер и К°», заложенной 25 марта 1880 года и спущенной через четыре месяца, 25 июня на воду. На церемонии спуска присутствовал великий князь Алексей Александрович. Гуляев участвовал в ходовых испытаниях яхты, а осенью 1880 года совершил на ней переход из Англии в Чёрное море.

По возвращении из Англии в 1880 году, капитан Гуляев был назначен членом кораблестроительного отделения Морского технического комитета, приступил к разработке системы бортовой противоминной защиты кораблей. С 1881 года Гуляев — адъютант генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича. 15 сентября 1883 года был награждён орденом Святой Анны 3 степени.

В 1888 −1891 года проектировал новые броненосцы береговой обороны малого водоизмещения типа «Адмирал Ушаков». Автор проектов «малых» броненосцев «Двенадцать апостолов» и «Гангут», а также проекта «непотопляемого и неопрокидывающегося броненосца». Проектное задание по строительству броненосцев данного типа предусматривало создание небольшого и дешёвого, но вместе с тем сильного броненосца. «Двенадцать апостолов» оказался весьма удачным проектом, приближенным к решению поставленной задачи. Корабль был построен в Николаевском адмиралтействе и спущен на воду 13 сентября 1890 года, прослужил девятнадцать лет, в боевых походах не участвовав. Броненосец «Гангут» строился в Новом адмиралтействе. Из представленных в начале 1888 года в Морской технический комитет трёх проектов броненосца старшего судостроителя Э. Е. Гуляева, главного корабельного инженера Петербургского порта Н. А. Субботина и уполномоченного Франко-Русского завода П. К. Дюбюи, был одобрен проект Гуляева, предусматривавший использование сталежелезной брони. Корабль был заложен 29 октября 1888 года, спущен на воду 6 октября 1890 года, окончательно достроен и введён в эксплуатацию в октябре 1894 года. У броненосца была драматичная судьба. 12 июня 1887 года «Гангут» проводил в Выборгском заливе учебные артиллерийские стрельбы, зацепил днищем подводные камни, образовалась течь, после чего корабль повалился на левый борт и затем быстро погрузился под воду. Многочисленные проекты подъема корабля были отвергнуты и императорским указом от 18 августа 1899 года эскадренный броненосец «Гангут» был исключен из списков флота.

  • Броненосцы спроектированные Э. Е. Гуляевым
  • Броненосец «Адмирал Ушаков»
  • Броненосец «Двенадцать апостолов»
  • Броненосец «Гангут»

В 1893 году в Лондонском институте корабельных инженеров прочитал лекцию «О новых формулах Афанасьева для приблизительного решения задач, соединённых с движением судов».

Канонерская лодка «Гиляк»

В 1894 году старший судостроитель Э. Е. Гуляев принимал участие в рассмотрении проекта новой канонерской лодки «Гиляк», специально приспособленной для ведения боевых действий на реках. Сравнив проектируемую лодку с заграничными аналогами (английскими «Торч» и «Алерт»), он пришёл к выводу, что «каких-либо существенных преимуществ» последние не имеют и предложил продолжать разработку проекта с учётом увеличения главных измерений и водоизмещения проектируемого корабля. Окончательно проект новой лодки был принят в 1895 году, 30 апреля 1896 года состоялась торжественная закладка канонерской лодки, получившей название «Гиляк». Руководителем строительства был назначен младший судостроитель П. Е. Черниговский. С 1896 по 1904 годы был помощником главного инспектора кораблестроения генерал-лейтенанта Н. Е. Кутейникова. В 1897 году в качестве члена Английского общества корабельных инженеров Э. Гуляев представлял Россию на 1-м Международном конгрессе корабельных инженеров, проходившем в Лондоне.

В 1900 году впервые в мире обосновал необходимость конструктивной защиты кораблей от подводных взрывов. В своих статьях «Защита подводной частей от самодвижущихся мин и таранов» и «Форма судов, наиболее выгодная для достижения больших скоростей хода», опубликованных в журнале «Морской сборник», Гуляев составил первое описание предложенной им новой формы судов, позволяющей защищать суда от взрывов мин, ударов таранами и при столкновениях с другими судами, строить их существенно непотопляемыми и неопрокидываемыми. Руководство Морского ведомства отвергло это предложение, а через несколько лет эту систему противоминной защиты использовали сначала немецкие судостроители, а затем и американцы. Противоминная защита из внутренних переборок за рубежом стала именоваться «американской», хотя автором её был русский ученый Э. Е. Гуляев.

С 1904 года Э. Е. Гуляев стал членом правления Балтийского судостроительного и механического завода. В 1908 году был уволен со службы по болезни в чине генерал-лейтенанта и награждён орденом Святой Анны 1-й степени.

Эраст Евгеньевич Гуляев умер 10 ноября 1918 года, похоронен 13 ноября в Петергофе на Свято-Троицком кладбище, захоронение не сохранилось.

Дочь — Наталия Эрастовна Гуляева (1878 — 5 декабря 1918).

Дом семьи Гуляева на улице Прудовой в Петергофе входил в список объектов культурного наследия, но в 2007 году Приказом Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга здание было исключено из «Списка вновь выявленных объектов культурного наследия».

Библиография

Э. Е. Гуляев свою литературную деятельность начал, будучи воспитанником Морского инженерного училища, печатая свои переводные с английского языка статьи по кораблестроению, металлургии и механике в «Техническом сборнике», затем в течение многих лет сотрудничал с журналом «Морской сборник». Являлся автором более 50 научных трудов по вопросам теории, технологии и практики судостроения, наиболее известных из них:

  • Гуляев Э. Е. Исследования Реда и Иэтса местной крепости судовых переборок и обшивок под давлением воды. 1892.
  • Гуляев Э. Е. Стоимость постройки современных военных судов. 1896.
  • Гуляев Э. Е. Деревянная и медная судовая обшивки. О спуске судов на киль. 1896.
  • Гуляев Э. Е. Американские миноносцы. 1898.
  • Гуляев Э. Е. Непотопляемые и неопрокидывающиеся суда формы и системы Гуляева. 1908.
  • Гуляев Э. Е. Влияние современных улучшений в величине и скорости паровых судов на устройство портов и гаваней. 1910.

Статьи Гуляева Э. Е. в журнале «Морской сборник»[3]:

  • 1885 год — Заметки о боковых килях.
  • 1887 — О средствах для уменьшения качки судов.
  • 1895 — Военное судостроение в Англии и Франции в 1894 — 95 гг. ; — Исторические примеры для определения типа современных судов.
  • 1896 — Сооружение современного германского Флота; Значение боковых килей на современных броненосцах.
  • 1897 — По поводу двухлетней годовщины гибели броненосца «Victoria»; — Развитие математической теории кораблестроения за время существования английского института корабельных инженеров.
  • 1898 — Исследования характера поверхностного сопротивления воды в трубах и на суда. Новейшие и будущие броненосцы.
  • 1899 — Новейшие и будущие улучшения быстроходных паровых судов.
  • 1900 — Паровые турбины Парсонса в применении к морским машинам; — Доказанный успех подводной лодки; Новейшие плавучие доки; — Расстреливание английского броненосца «Belleisle»; — Защита подводной частей от самодвижущихся мин и таранов; — Форма судов, наиболее выгодная для достижения больших скоростей хода.
  • 1902 — Водоизмещение и размеры судов; Некоторые новейшие изобретения и будущее морской войны; О жидком топливе на судах.
  • 1903 — Влияние дальнейшего возрастания современной скорости на рост размеров судов; Непотопляемые и неопрокидывающиеся суда формы и системы Гуляева.

В 1911 году в журнале «Моторная Лодка» была напечатана статья Э. Гуляева «О судоходстве на внутренних водных путях и новом способе улучшения его»

По материалам:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BB%D1%8F%D0%B5%D0%B2,%D0%AD%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87