(1824 (по другим данным, 1822 г.) -1889)
псевд. В. Крестовский.
Прогрессивная писательница-реалистка, поэтесса, литературный критик. Сотрудничала во многих столичных журналах, особенно часто печаталась в «Отечественных записках». Широкую известность получила своими романами и повестями. Главная тема ее произведений — жизненный конфликт мыслящей провинциальной молодежи с миром собственничества и корысти. Идейно-художественные взгляды писательницы сформировались под влиянием Н. Г. Чернышевского, M. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. А. Некрасова. Жизнь и творчество Н. Д. Хвощинской прочно связаны с Рязанью, где она постоянно жила до 1884 г., изредка выезжая в Петербург. В Рязанской губернии черпала материал для своих произведений. Все, что написано ею, создавалось в основном здесь.
Ее литературная деятельность началась со стихов гражданского звучания. Первое стихотворение было напечатано в 1842 г. в журнале «Сын отечества». В 1850 г. Н. Д. Хвощинская перешла на прозу, став постоянным корреспондентом «Отечественных записок». Наибольшую известность в России получили произведения В. Крестовского: «Анна Михайловна» (1850), «Деревенская история» (1855), «Учительница» (1880) и др. Её произведения переводились на французский и итальянский.
Творчество Н. Д. Хвощинской привлекало симпатии современников, В дом на Семинарской улице Рязани приходили письма от Н. А. Некрасова, M. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Гончарова, Н. В. Шелгунова, А. П. Плещеева, Η. Ф. Щербины, В. М. Гаршина. В Рязань, чтобы познакомиться с писательницей, приезжал из Петербурга редактор «Литературной газеты» В. Р. Зотов. Художник И. Н. Крамской приехал, чтобы написать портрет Н. Д. Хвощинской по заказу П. М. Третьякова для его собрания.
В гостеприимный дом Хвощинских наносили визиты рязанский вице-губернатор М.Е. Салтыков-Щедрин, который дружил с Надеждой Дмитриевной, а также знаменитый географ П.П. Семенов-Тян-Шанский, известный славянофил Иван Аксаков, общественный деятель-реформатор А.И. Кошелев…
В феврале 1880 г., в пору наивысшего расцвета творчества Н. Д. Хвощинской, передовая молодежь Рязани устроила возле ее дома манифестацию в знак одобрения выступлений писательницы против социальной несправедливости.
В поэме Н. А. Некрасова (1821-1877) «Современники» (ч.1 «Юбиляры и триумфаторы») есть строчки:
Я книгу взял, восстав от сна,
И прочитал я в ней:
«Бывали хуже времена,
Но не было подлей».
Последние слова поэт заключает в кавычки не случайно, ибо это цитата из рассказа «Счастливые люди», принадлежащего перу Надежды Дмитриевны Хвощинской. В журнале «Отечественные записки» (1874. № 4) он был опубликован под псевдонимом «В. Крестовский».
Один из героев этого рассказа сетует на утрату своими современниками былых идеалов и гражданских чувств:
«Черт знает, что из нас делается. Огорчаемся с зависти, утешаемся ненавистью, мельчаем — хоть в микроскоп нас разглядывай! Чувствуем, что падаем, и сами над собой смеемся… А? правда? были времена хуже — подлее не бывало!»
Таким образом, Н. Д. Хвощинская вошла в историю русской литературы, хотя бы и одною, но крылатой, увековеченной поэтом, строкою.
В 1884 г., похоронив в Рязани родителей, лишившись сестры Софьи и мужа (И. И. Зайончковского), Н. Д. Хвощинская-Зайончковская переехала в Петербург, где провела последние годы жизни. Умерла в Петергофе, похоронена на Старо-Петергофском (Троицком) кладбище.